Логистика является важным составляющим звеном современной экономики. Деятельность в сфере логистики отличается многогранностью и масштабностью. Грамотно организованный логистический процесс существенно отражается на итогах экономической деятельности разных по направлениям хозяйствующих субъектов. Сокращаются временные интервалы между покупкой сырья или материалов и поставкой, реализацией готового продукта непосредственно его потребителям.
Происходящие изменения во всех областях жизни в 2020 году серьезно влияют и на логистическую отрасль. Здесь немаловажную роль играет профессиональная сфера. Кадры решают если не все, но многое.
Текущая ситуация на рынке труда в сфере логистических услуг
Главная ценность любой компании — ее персонал. Сейчас в логистике наблюдается серьезный кадровый дефицит. Его можно проследить по данным крупнейшей рекрутинг-платформы России HeadHunter. Только в московской области на 1 вакансию на должность «Логист» откликается менее 3 претендентов. Это ничтожно малый процент, так как среди соискателей могут находиться люди некомпетентные, и имеющие весьма смутное представление о будущей профессиональной деятельности.
На поиск подходящей кандидатуры многие солидные логистические организации тратят до полугода. И не факт, что нашедшийся специалист обладает теми знаниями, навыками, квалификацией, которые требуются в том сегменте, где работает эта компания.
Профессионалов нужного уровня в сфере логистики не готовят ни в российских ВУЗах, ни в иностранных. Их подготовкой занимаются сами предприятия-работодатели. По словам генерального директора компании «Максилог» Александра Сологубова, логист должен иметь обширные знания в области грузоперевозок различными видами транспорта, разбираться в таможенном деле, иметь представление о складском хозяйстве и быть компетентным в документообороте. Различны по специфике региональные и отраслевые перевозки грузов. Поэтому, для того чтобы стать компетентным сотрудником логистической компании, претендент должен проработать не один год под руководством опытных наставников.
Структура спроса и предложения
Общее состояние российской экономики свидетельствует о минимальных темпах ее роста в 2019-2020 годах. Это напрямую отражается на игроках рынка логистических услуг. Крупные ритейлеры все чаще направляют инвестиции в реконструкцию и строительство складской инфраструктуры под конкретные цели.
Модифицируется схема развития распределительных центров в плане сокращения расстояний между ними и торговыми точками. Большинство клиентов логистических компаний заинтересованы в высоком уровне предоставляемого сервиса, а лишь потом, в стоимости оказываемых услуг.
Цифровизация, введение современных IT-технологий практически во все бизнес-процессы логистики ведет к удовлетворению самых высоких запросов заказчиков по скорости доставки и качеству конечного продукта.
В связи с этим, логистические компании остро нуждаются в ключевых ресурсах, активах, помогающих держаться на плаву. Одной из основных их составляющих является квалифицированные персонал.
Особым спросом на данный момент на рынке труда в сфере логистики пользуются:
- Международные таможенные брокеры, ориентировочная заработная плата без бонусов составляет от 110 000 рублей.
- Международные экспедиторы. Уровень зарплаты — от 105 000 рублей.
- Национальные таможенные брокеры. Уровень зарплаты — от 78 000 рублей.
- Руководители логистических отделов. Уровень зарплаты — от 70 000 рублей.
- Менеджеры-логисты по управлению цепями поставок. Уровень зарплаты — от 52 000 рублей.
- Квалифицированный складской персонал. Уровень зарплаты от 22 000 рублей.
Причем в последних остро нуждаются крупные распределительные центры, находящиеся в приличном удалении от населенных пунктов. Поэтому для привлечения сотрудников они используют всевозможные мотивационные меры, такие как: система бонусов, сокращенная рабочая неделя, индивидуальный рабочий график, обучение специфическим навыкам и перспектива карьерного роста.
По мнению ведущего эксперта по логистике консалтинговой компании Лобанов-логист, Николая Лобанова, практически ко всем позициям соискателей на рынке труда в этой сфере можно отнести одинаковые требования по ряду основных знаний, согласно «правилу шести». Его суть трактуется как: «Получение правильного продукта, в правильном месте, в правильное время, в правильном количестве, правильного качества и с правильными затратами».
Логистика — наука интегральная, объединяющая технологию, технику, экономику, математику, для получения синергического эффекта. Именно к такому результату необходимо стремиться ВУЗам, выпускающим на современный рынок труда молодых специалистов. Имея в своей базе знания по указанным направлениям, они смогут быстрее вникнуть в любую сферу специализации деятельности компании-работодателя. Но получив желаемую должность, неопытные работники постоянно повышают и расширяют уровень своей компетенции.
Тренды и перспективы
Профессиональное логистическое сообщество нуждается в грамотных, креативных специалистах, готовых подстроится под современные реалии. Так, в условиях грядущего кризиса, многим компаниям придется сокращать затраты. Главной компетенцией логистов на этот момент должно стать управление затратами и оптимизация направлений бизнес-процессов.
Перспективы будут открыты для тех, кто готов подстраиваться под конкретное отраслевое предприятие и решать его задачи, имея навыки в таких аспектах, как:
- Федеральные законы, нормативные правовые акты, регламентирующие данное направление коммерческой деятельности.
- Основы принципов прогнозирования и планирования в логистике.
- Основы проектирования и формирования логистических систем и связей.
- Информационные логистические системы и их функции.
- Методы математического моделирования и формализации задач, разработка алгоритмов,и логического анализа.
- Основы экономики и таможенного, транспортного законодательств.
- Основы организации грузоперевозок всеми видами транспорта.
- Методы планирования и управления запасами и организации складского хозяйства.
- Правила разработки бизнес-планов, контрактов, договоров и соглашений и этики деловых отношений.
И это далеко не полный перечень требований к компетенции современных работников логистической сферы.
Выводы. К чему стремиться, чего ожидать
Тенденцией 2020 года станет уменьшение потребности в рядовых, узкопрофильных логистах. Они скорее всего переориентируются в прочие бизнес-компетенции. Уйдут в маркетинг и продажи. Экономике нужны специалисты, способные осуществлять межфункциональную координацию. И их мотивация будут существенно выше.
Грамотная, реалистичная цифровизация в логистике, по словам Веры Эмрот, директора отдела эффективности «АШАН Ритейл Россия», поможет сократить издержки до 50% во многих предприятиях разной экономической направленности. Но для этого необходимо решить, в первую очередь, кадровый вопрос. И над этим следует хорошо потрудиться всем участникам процесса подготовки кадров: от ректоров и преподавателей профильных ВУЗов до HR-менеджеров компаний-работодателей.
Статья предоставлена сервисом https://ru.jobsora.com/